Трудовой кодекс гипотеза диспозиция санкция

Особенности, содержание и назначение большей части правовых норм — правил поведения — тесно связаны с их структурой, внутренним строением, состоящим из трех элементов. Таким образом, норма права структурно состоит из трех частей: гипотеза, диспозиция и санкция. Иными словами, структура правовой нормы может быть выражена следующей формулой: «если (гипотеза), то (диспозиция), иначе (санкция)».

Гипотеза — это структурный элемент нормы права, указывающий на жизненные условия, фактические обстоятельства вступления нормы права в действие, реализации ее диспозиции. Гипотеза — это предпосылка практического функционирования нормы права, ее претворения в жизнь в форме правоотношения. Гипотеза устанавливает обстоятельства и сферу действия нормы права, круг субъектов регулируемых отношений.

Вообще, наука правоведения делит гипотезы на следующие виды:

  • 1. По признаку структурного строения:
    • а) простые гипотезы — предполагают какое-либо одно условие, через которое реализуется юридическая норма;
    • б) сложные гипотезы — связывают действие нормы права с наличием двух и более условий; разновидностью сложной гипотезы является альтернативная гипотеза, при которой для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в гипотезе условий.
  • 2. По признаку формы выражения:
    • а) абстрактные гипотезы — указывая на условия действия нормы права, акцентируют внимание на их общих, родовых признаках. Данные гипотезы указывают не на частные обстоятельства, конкретные формы и способы нарушения нормы права, а на общие;
    • б) казуистические гипотезы — связывают реализацию юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными, строго определенными частными случаями.

Диспозиция — это структурный элемент норм права, в котором определяются права и обязанности субъектов права, устанавливаются возможные и должные варианты их поведения.

Диспозиция — это стержень правовой нормы. В диспозиции правовой нормы получает выражение представительно-обязывающий характер нормы права, который позволяет ей при наличии предусмотренных гипотезой условий выступать в качестве государственного регулятора общественных отношений. гражданский законодательство правоведение трудовой

В рамках теории государства и права в зависимости от формы выражения все диспозиции подразделяются на следующие две группы:

  • а) управомочивающие диспозиции — предоставляют человеку права на совершение положительных действий, не противоречащих закону;
  • б) обязывающие диспозиции — налагают на человека обязанности совершения положительных действий, предусмотренных законом;
  • в) запрещающие диспозиции — содержат запрет на совершение лицом определенных противоправных действий (или бездействия) под угрозой наказания.

Санкция — это структурный элемент нормы права, предусматривающий последствия нарушения правовой нормы, определяющий вид и меру юридической ответственности для нарушителя ее предписаний.

Санкция предусматривает определенные нежелательные последствия различного характера, наступающие для лица, нарушившего диспозицию данной нормы. Санкция — это вид и мера юридической ответственности правонарушителя, это наиболее подвижная часть нормы права.

Наука правоведения подразделяет все санкции на следующие виды:

  • 1. По признаку отраслевой принадлежности:
    • а) уголовно-правовые санкции — это наказания, которые предусмотрены УК РФ;
    • б) административно-правовые санкции — это наказания, которые предусмотрены КоАП РФ;
    • в) дисциплинарно-правовые санкции — это наказания, которые предусмотрены ТК РФ;
    • г) гражданско-правовые санкции — это наказания, которые предусмотрены ГК РФ.
  • 2. По характеру последствий:
    • а) правовосстановительные (возместительные) — это санкции, изложенные в рамках гражданского, финансового, трудового и процессуального права;
    • б) штрафные — это санкции, изложенные в рамках уголовного и административного права.
  • 3. По признаку степени определенности:
    • а) абсолютно-определенные санкции — данные санкции указывают меру государственного воздействия, юридической ответственности;
    • б) относительно-определенные санкции — устанавливают низший и высший (либо только высший) пределы, меры государственного воздействия;
    • в) альтернативные санкции — предлагают из двух или нескольких вариантов меры государственного воздействия выбрать один, наиболее соответствующий признакам правонарушения (преступления).

Срок трудового договора. Срочный трудовой договор.

Статья 58. Срок трудового договора.

Трудовые договоры могут заключаться:

на неопределенный срок;

на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных частью первой статьи 59 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью второй статьи 59 настоящего Кодекса, срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения.

Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то договор считается заключенным на неопределенный срок.

В случае, когда ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия и работник продолжает работу после истечения срока действия трудового договора, условие о срочном характере трудового договора утрачивает силу и трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок.

Трудовой договор, заключенный на определенный срок при отсутствии достаточных к тому оснований, установленных судом, считается заключенным на неопределенный срок.

Запрещается заключение срочных трудовых договоров в целях уклонения от предоставления прав и гарантий, предусмотренных для работников, с которыми заключается трудовой договор на неопределенный срок.

Статья 59. Срочный трудовой договор.

Срочный трудовой договор заключается:

на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохраняется место работы;

на время выполнения временных (до двух месяцев) работ;для выполнения сезонных работ, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определенного периода (сезона);

с лицами, направляемыми на работу за границу;для проведения работ, выходящих за рамки обычной деятельности работодателя (реконструкция, монтажные, пусконаладочные и другие работы), а также работ, связанных с заведомо временным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг;

с лицами, поступающими на работу в организации, созданные на заведомо определенный период или для выполнения заведомо определенной работы;

с лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее завершение не может быть определено конкретной датой;

для выполнения работ, непосредственно связанных с практикой, профессиональным обучением или дополнительным профессиональным образованием в форме стажировки;

в случаях избрания на определенный срок в состав выборного органа или на выборную должность на оплачиваемую работу, а также поступления на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в политических партиях и других общественных объединениях;

с лицами, направленными органами службы занятости населения на работы временного характера и общественные работы;

с гражданами, направленными для прохождения альтернативной гражданской службы;

в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

По соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться:

с лицами, поступающими на работу к работодателям — субъектам малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), численность работников которых не превышает 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания — 20 человек);

с поступающими на работу пенсионерами по возрасту, а также с лицами, которым по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, разрешена работа исключительно временного характера;

с лицами, поступающими на работу в организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если это связано с переездом к месту работы;

для проведения неотложных работ по предотвращению катастроф, аварий, несчастных случаев, эпидемий, эпизоотий, а также для устранения последствий указанных и других чрезвычайных обстоятельств;

с лицами, избранными по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

с творческими работниками средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иными лицами, участвующими в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

с лицами, получающими образование по очной форме обучения;

с членами экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река — море) плавания, зарегистрированных в Российском международном реестре судов;

с лицами, поступающими на работу по совместительству;

в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Вернуться назад на Диспозиция

Структура юридической нормы — это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность, это внутреннее строение нормы, которое раскрывает как состав и содержание ее необходимых элементов, так и способы их взаимосвязи.

Данная структура показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимосвязаны.

Правовая норма отличается особой структурой. Традиционно в науке выделяют три элемента нормы — гипотезу, диспозицию и санкцию.

Гипотеза — это элемент нормы права, содержащий указания на жизненные обстоятельства, при наличии которых приводится в действие второй элемент — диспозиция. По сути гипотеза содержит указание на юридические факты, при наличии которых возникают, изменяются или прекращаются правоотношения. Гипотеза во многих случаях начинает формулироваться со слова «если». Например, если наступила смерть человека, его наследники получают право на наследство.

Диспозиция представляет собой сердцевину нормы, ее основную часть, в которой закрепляются меры возможного и (или) должного поведения участников регулируемого данной нормой общественного отношения. В диспозиции закрепляются субъективные права, обязанности, запреты, рекомендации, поощрения, через которые формулируются правила поведения.

Санкция — такой структурный элемент правовой нормы, где содержатся указания на меры государственного принуждения, воздействия на лицо, нарушившее требование диспозиции.

Санкции в зависимости от содержания последствий могут быть карательными или штрафными, когда на правонарушителя налагаются дополнительные обременения, наказания (например, лишение свободы в уголовном праве), правовосстановительными (направлены на восстановление нарушенного состояния, например возмещение убытков в гражданском праве); встречаются так называемые санкции ничтожности (направлены на признание действий юридически безразличными, недействительными, например признание сделки недействительной).

Считается, что правовая норма должна содержать все три структурных элемента. В то же время в нормах, рассчитанных на непрерывное действие (прежде всего в конституционном праве), гипотеза не является необходимым элементом. Без диспозиции любая норма выглядит бессмысленной, так как норма остается без самого правила поведения. Наконец, правовая норма будет бессильной, если не будет подкреплена санкцией, принудительными мерами.

В регулировании общественных отношений норма права выполняет три функции:

• выражает волю правотворческого органа в виде властного решения, общеобязательного правила;

• выступает критерием оценки поведения людей. С помощью норм права разрешаются конфликты, правовые споры;

• устанавливает меру ответственности за не несоблюдение или неисполнение.

Соответственно, в классическом виде норма права состоит из трех взаимосвязанных элементов:

Гипотеза — часть правовой нормы, которая указывает на обстоятельства, при которых эта норма может действовать. Гипотеза не только описывает эти обстоятельства, но и придаст им значение юридического факта.

Диспозиция — часть нормы права, указывающая, каким должно быть поведение людей при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств.

Санкция — часть правовой нормы, которая указывает на совокупность мер государственного принуждения, которые могут быть применены к нарушителю этой нормы.

Можно рассмотреть структуру правовой нормы, содержащейся в ст. 61 ТК РФ под названием «Вступление трудового договора в силу». Для этого следует привести ее положения: «Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем. Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором. ».

Гипотеза данной правовой нормы указывает на следующие обстоятельства:

• заключение трудового договора;

• вступление его в силу;

• наступление дня начала исполнения трудовых обязанностей работником, определенного во вступившем в силу трудовом договоре.

Диспозиция данной правовой нормы предполагает правомерное поведение — исполнение работником трудовых обязанностей.

В противном случае будет применяться санкция данной правовой нормы — аннулирование трудового договора.

Следует отметить, что норма права и статья нормативного правового акта не всегда совпадают. Иногда статья содержит несколько норм, чаще — наоборот: норма излагается в нескольких статьях, иногда в различных законах. Бывает и так, что в отдельные статьи выделяются санкции тех или иных норм. Поэтому, приводя в качестве примера правовую норму в единстве всех трех се элементов, приходится анализировать несколько статей нормативного правового акта.

Идеальная структура нормы выражает первичные, исходные ее связи в системе объективного права. Это своеобразный набор логически взаимосвязанных элементов, обусловленный спецификой правообразования и структурой права в целом. Идеальная структура, имеющая изначально потенциальное значение, в процессе своего развития превращается в реальную, но, изменяясь, сохраняется в своем результате. Это происходит благодаря тому, что она, как и реальная структура нормы, включает в себя столько элементов, сколько логически необходимо для регулирования определенного вида общественных отношений в нужном для законодателя направлении.

Реальная структура нормы права отражает в известной степени результат правового опосредования общественного отношения. Она представляет собой совокупность тех избранных элементов потенциальной логической структуры, которых достаточно для того, чтобы конкретное общественно-властное или государственно-властное веление получило жизнь в рамках целостного правового организма. Количество элементов реальной структуры предопределено структурой фактического общественного отношения и особенностями взаимосвязей и взаимодействия правовых норм в системе права.

Структуру правовой нормы можно представить как систему диалектически взаимосвязанных элементов, которые взаимодействуют все рамках. Указанные элементы могут взаимозаменяться, превращаться друг в друга, объединяться и выступать в единстве.

Характер, виды взаимодействия определяются сложившимися общественными отношениями, а также специфическими особенностями самих элементов. При этом, конечно, следует учитывать и волевое воздействие законодателя, который формирует направленность структурных элементов, связывает их действие с какими-либо юридическими фактами.

Благодаря тому, что право обладает свойством системности, обеспечивается и тесное взаимодействие структур различных юридических норм. Причем связи между ними могут быть простыми (однолинейными) и сложными (двусторонними, замкнутыми и т. д.).

Взаимодействие структур может иметь вид сцепления, пересечения плоскостей действия или частичного (иногда полного) совпадения сфер функционирования. Примерами здесь служат нормы конституционного и других отраслей права, нормы, закрепленные в общей и особенной частях Гражданского, Уголовного кодексов.

Механизм образования структуры правовой нормы можно представить следующим образом. Законодатель, предполагая урегулировать то или иное общественное отношение, «примеряет» к нему a priori логическую модель нормы, выработанную на основе человеческой практики, достижений науки, опыта правового регулирования. При этом он стремится направить развитие общественного отношения в нужное для него русло, пытается установить его временные, пространственные характеристики, получить наибольшую эффективность от его правового урегулирования. Однако общественное отношение соответствует идеальной модели (логической структуре нормы) лишь в принципе.

Оно вносит в модель коррективы, избирает в потенциальной логической структуре нормы те элементы и связи между ними, которые соответствуют его собственным элементам и связям. Иными словами, законодатель вынужден одновременно и приспосабливать логическую структуру к соответствующему виду общественных отношений, и учитывать необходимость внутренней и внешней логической согласованности юридических норм, используя все правовые средства, свойства права как системы. Результатом же выступает реальная структура нормы, всегда включенная в ее логическую структуру и структуры более высокого порядка (института, отрасли, права в целом).

Каждая норма права имеет вполне определенное строение, т. е. состоит из нескольких частей (элементов), или, иначе говоря, имеет свою структуру. В научной и учебной юридической литературе структуру нормы права иногда называют микроструктурой, сравнивая ее со структурой всей системы права, которую определяют как макроструктуру.

Среди юристов нет единого мнения о структуре нормы права.

Первая (и самая распространенная) позиция (точка зрения) — норма права имеет трехзвенную структуру и состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза — это часть нормы права, раскрывающая условия (обстоятельства), при наличии или отсутствии которых возможно действие данной нормы.

Диспозиция — это часть нормы права, раскрывающая само правило поведения, т. е права и (или) обязанности действовать или не действовать тем или иным образом.

Санкция — это часть нормы права, раскрывающая последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Санкции могут быть как негативными (взыскание, наказание), так и позитивными (меры поощрения).

Сторонники такого подхода считают, что структура правовой нормы существует объективно как неразрывная связь правила поведения (диспозиция) с условиями и пределами его применения (гипотеза) и способом охраны от нарушений (санкция). В таком случае формулу микроструктуры нормы права можно представить в виде «если — то — иначе». В данной формуле «если» представляет гипотезу, «то» — диспозицию, «иначе» — санкцию.

Например: «Находясь на территории государства (или будучи гражданином государства), необходимо соблюдать законы этого государства; в противном случае государство применит к нарушителю правовых норм меры принуждения». Другими словами. Если находишься на территории государства, то необходимо соблюдать законы этого государства, иначе государство применит к нарушителю правовых норм меры принуждения.

Достоинством трехэлементной схемы является то, что эта схема побуждает практических работников к тщательному и всестороннему анализу нормативного материала во всем его объеме, к сопоставлению неразрывно связанных между собой статей нормативных актов. Именно таким образом, обращая внимание не только на центральную часть нормы права — диспозицию, но и на гипотезу и санкцию, можно создать условия для надлежащей реализации права.

Особенно это важно для правовых норм, элементы которых содержатся в различных нормативных актах (или статьях, разделах закона). Для этого нужно при решении любого юридического дела тщательно изучить все те положения законодательства, которые связаны с применяемым правоположением, т. е не следует ограничиваться анализом отдельных статей и параграфов нормативных актов.

О трехчленном строении норм права необходимо помнить органам государства, занимающимся правотворчеством.

Для эффективного регулирования общественных отношений необходимо в нормативных актах выразить все три элемента правовых норм:

• условия действия правовой нормы;

• само правило поведения;

• ответственность за несоблюдение этого правила.

Критика трехчленной структуры:

Во-первых, в действующих нормативных актах трудно найти статью, которая соединила бы все три элемента правовой нормы.
Во-вторых, в повседневной практике, как правило, логическое толкование нормы права встречается редко. Надобность в этом возникает лишь при решении юридических споров или при подготовке и принятии новых нормативных актов.

В связи с этим среди юристов, занимающихся проблемами структуры правовых норм, существует и другая (вторая) позиция: норма права состоит из двух частей. Эту позицию поддерживали еще некоторые представители дореволюционной науки. Так, Н.М. Коркунов считал, что «каждая юридическая норма состоит естественно из двух элементов: из определения условий применения правила и изложения самого правила».

В этом случае первый элемент называется гипотезой или предположением, второй — диспозицией или распоряжением. Каждая юридическая норма, пояснял ученый, может быть выражена в форме: «если — то». Например, если у умершего несколько сыновей, то имущество между ними делится поровну.

Однако Н.М. Коркунов не только не исключал, но и предполагал необходимость наличия санкции. Юридические нормы, отмечал он, как веления, обращенные к сознательной воле человека, «могут быть им не соблюдаемы и потому для своей силы нуждаются в особых обеспечениях их действительного соблюдения». «Средства понуждения к исполнению юридических норм называются их санкцией».

При этом Н.М. Коркунов не считал санкцию составной частью структуры нормы права. Она рассматривалась им как относительно самостоятельная величина (явление) по отношению к структуре нормы права, как самостоятельно существующее «средство понуждения».

Следуя этой позиции, ряд современных авторов считают, например, что норма права состоит из двух частей:

• гипотезы и диспозиции;

• диспозиции и санкции.

Если норму права представить состоящей из диспозиции и санкции, то она не может применяться без учета «элементов» других статей закона (например, определяющих правоспособность). Если же норма права представлена в виде двух элементов — гипотезы и диспозиции, то в таком случае в правовой норме не отражено такое специфическое качество права, что каждая его норма обеспечивается государственным принуждением.

Если предположение о двухчленном строении правовых норм и соответствует структуре ряда статей нормативных актов, то содержание многих других статей тех же актов такой структуры не имеет, и потому названному предположению нельзя придавать общетеоретическое значение.

Следует отметить, что в юридической науке наметилось сближение противоположных взглядов на структуру правовой нормы. Сторонники «трехэлементной структуры» ввели в категориальный аппарат теории права и государства понятие «нормативное предписание», или норма-предписание.

Норма-предписание (или нормативное предписание) — это элементарное логически завершенное государственно-властное нормативное веление (установление), непосредственно выраженное в тексте статьи нормативного правового акта.

Нормы предписания делятся:

• на охранительные нормы: диспозиция, санкция;

• регулятивные нормы: гипотеза, диспозиция.

Примеры регулятивных норм. Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим (диспозиция), если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания (гипотеза) (ч. I ст. 42 ГК РФ). В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим (гипотеза), суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим (диспозиция) (ст. 44 ГК РФ). Как видно, при формулировании правовых регулятивных норм гипотеза может стоять и перед, и после диспозиции.

Если правовая норма является охранительной, то ее вторым элементом будет санкция. Пример: «Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет» (ч. 1 ст. 230 УК РФ).

Данный пример можно подвести и под трехчленную структуру. Об этом речь пойдет ниже.

Итак, норма права может представляться как логическая норма либо норма-предписание.

Норма права
Правовые нормы
Авторское право
Административное право
Банковское право

Apr. 5th, 2016 09:14 am Правоведение для чайников – 5. Система права (часть 1)

Очередная заметка из цикла «Правоведение для чайников». Напоминаю, что пишу эти статьи для людей без юридического образования, которые хотят понять, что такое право, как оно регулирует нашу жизнь, откуда берутся законы, как работают суды в России и другие интересные и важные вещи. Жду ваших откликов и комментариев – что хорошо, что плохо, что неясно, о чём ещё стоит сказать.

Итак, мы успели выяснить, что такое право, правоотношения и источник права. Вкратце напомню: право – это система правил поведения, установленных государством; правоотношения – это общественные отношения, урегулированные этими правилами; а источник права – это документ, где подобные правила содержатся.

Теперь самое время перейти к понятию «система права».

Дело в том, что государство создаёт не беспорядочный и хаотичный набор правил, а упорядоченную систему с определёнными элементами, подчинёнными друг другу. Эта система организует все правила так, что мы точно понимаем две вещи: первое – что за правоотношения у нас есть, второе – какой источник права нужно к ним применять.

Эта система так и называется – «система права». Или, по-другому, «правовая система». Теоретики, правда, иногда говорят, что «система права» и «правовая система» – это разные понятия, но мы в такие тонкости вдаваться не будем.

Ну и теперь официальное определение: система права – это исторически сложившаяся внутренняя структура права.

Поскольку государства самостоятельно устанавливают правила поведения на своей территории, то и система права у каждого государства своя. Я буду, разумеется, рассматривать российскую систему права.

Система права состоит из отраслей права, каждая из которых регулируют какую-то сферу жизни общества (или, выражаясь научным языком, определённые общественные отношения). Примеры отраслей права – конституционное право, гражданское право, уголовное право и т. д. Отрасли права, в свою очередь, состоят из правовых институтов, каждый из которых регулирует определённую ситуацию или явление. Например, в конституционном праве есть институт референдума, институт гражданства и др., в гражданском праве – институт договора, институт собственности и др. А правовые институты, в свою очередь, состоят из норм права – правил поведения, установленных государством.

В упрощённом виде эта схема выглядит следующим образом:
Система права (она же «правовая система»)
Отрасли права (они же «правовые отрасли»)
Институты права (они же «правовые институты»)
Нормы права (они же «правовые нормы»)

Это всё можно изобразить с помощью такой схемы (в качестве примеров взяты нормы гражданского права):

Я буду рассказывать об этой схеме, двигаясь от нижних элементов к верхним. Сегодня речь пойдёт о нормах права и правовых институтах. А в следующий раз я расскажу про отрасли права и систему права.

Норма права – правило поведения, установленное государством. Можно сказать, что норма права – это первичная элементарная частица права. Как звук в лингвистике или число в алгебре. И право, и государство появились вместе с нормами права, когда какая-то группа людей установила для себя и других правила «делай так», «не делай так» и «можешь делать так» и начала наказывать за их невыполнение.

В правовой науке принято говорить не просто о правилах, а именно о «правилах поведения», потому что они адресованы людям и говорят о том, как люди должны себя вести. Ведь в мире есть много других правил, которые с человеком напрямую не связаны. Например, есть правило в физике: два любых тела притягиваются друг к другу с силой, прямо пропорциональной произведению масс этих тел и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними (закон всемирного тяготения, открытый Исааком Ньютоном). Такие правила называют законами природы, и они, в отличие от человеческих законов, никак от человека не зависят и ничего ему не предписывают.

А вот те правила, которые содержатся в законах, созданных государством, напрямую адресованы человеку. И хотя норма права может напрямую не говорить, кто и как должен поступать, но она так или иначе корректирует поведение людей. Например, если норма права говорит, что кража наказывается таким-то образом, она фактически предписывает людям определённое поведение, а именно – не совершать кражи.

Норма права регулирует не конкретную ситуацию и не конкретное правоотношение, а рассчитана на неограниченное применение в случае появления подобных ситуаций и отношений. Вот несколько примеров:

«Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника» (Трудовой кодекс РФ, ст. 3)

«Сотрудник подразделения ППСП в любых условиях должен быть вежливым и тактичным с гражданами, обращаться к ним на «Вы», свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, не допускать споров и действий, оскорбляющих их честь и достоинство» (Устав Патрульно-постовой службы полиции, ст. 226)

«Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование» (Конституция РФ, ст. 31)

Структура правовой нормы

В юридической науке принято делить норму права на три элемента – гипотезу, диспозицию и санкцию. Гипотеза – это условия, при которых нужно следовать определённому правилу, диспозиция – это, собственно, само правило, а санкция – это последствия нарушения этого правила. Можно выразить это таким образом: «если … (гипотеза) …, то … (диспозиция) …, иначе … (санкция)…».

Исходя из этого, мы можем увидеть, что норма права почти никогда полностью в законе не выражена. Бывает, что гипотеза находится в одном месте, диспозиция – в другом, а санкция – в третьем.

Возьмём, например, приведённую выше цитату из Трудового кодекса. Гипотеза – если кто-то поступает на работу или уже работает, диспозиция – его трудовые права нельзя ограничивать или давать ему преимущество из-за пола, расы, цвета кожи и т. д. А вот санкция как таковая не прописана.

Тут может быть несколько видов санкций. Во-первых, несколькими абзацами ниже в той же статье указано: «Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда». Т.е. если работник докажет, что его права были нарушены именно из-за дискриминации, то может восстановить их – например, отменить наложенное взыскание или восстановиться на работе, а также взыскать компенсацию материального или морального вреда. А, во-вторых, работодателя могут привлечь к административной ответственности по ст. 5.62 Кодекса РФ об административных правонарушениях («Дискриминация», штраф на юрлиц – 50-100 тыс. руб.).

Таким образом, в данном случае гипотеза и диспозиция находятся вместе, а санкции – либо в другом месте того же закона, либо вообще в другом законе.

А в Уголовном кодексе обычно наоборот – диспозиция и санкция вместе, а гипотеза – отдельно. Считается, что гипотезы по поводу всех преступлений указаны в ст. 19-21 УК РФ – там написано, кого можно привлекать к уголовной ответственности. Ну а диспозиции (запрет на совершение каких-то действий) и санкции (последствия нарушения этих запретов) находятся в Особенной части УК РФ.

Например, простая кража. Гипотеза из статей 19-21 УК РФ – если человек вменяем и достиг возраста 14 лет. Диспозиция из статьи 158 УК РФ – ему запрещено тайно похищать чужое имущество (совершать кражу). Санкция из той же статьи 158 УК РФ – иначе его должны подвергнуть одному из видов наказаний, самым серьёзным из которых будет лишение свободы на срок до двух лет.

Возьмём другое преступление – незаконная охота на особо охраняемой природной территории (п. «г» ч. 1 ст. 258 УК РФ). Гипотеза здесь почти та же, что и в случае с кражей (см. 19-21 УК РФ) – если человек вменяем и достиг определённого возраста (но не 14, а 16 лет). Санкция – большой набор наказаний, от штрафа в пределах 200 тыс. руб. до ареста в пределах шести месяцев (ч. 1 ст. 258 УК РФ). А вот с диспозицией сложнее. Что считать незаконной охотой и что такое особо охраняемые природные территории? Чтобы понять это, нам нужно изучить другие нормативные правовые акты – ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов…» и ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Приведу ещё пару примеров. Все правила поведения водителя на дороге (гипотезы и диспозиции) находятся в Правилах дорожного движения (утверждённых Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090), а наказания за их нарушение (санкции) – в главе 12 КоАП РФ и немного в ст. 264-264.1 УК РФ. Правила прохождения военной службы (гипотезы и диспозиции) содержатся в законах «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «О военном положении», «Об обороне» и нескольких общевоинских уставах Вооруженных Сил РФ, а наказания за наиболее серьёзные нарушения (санкции) – в главе 33 УК РФ.

В общем, не всегда бывает легко сразу выделить гипотезу, диспозицию и санкцию какой-то нормы. Для этого желательно представлять себе в общих чертах всю систему права, чтобы знать, где можно найти какой-то из элементов нужной вам нормы.

Отмечу, что деление нормы права на эти три элемента носит больше теоретический, нежели практический характер. В судебных решениях и юридической литературе любое правило, прописанное в законе (т.е. диспозицию), называют нормой права. И если нет необходимости отдельно выделять гипотезу или санкцию, то про них обычно и не вспоминают.

Ещё одно важное замечание – не всегда за нарушение нормы установлено какое-то наказание. Иногда санкция заключается в том, что государство откажет вам в судебной защите. Особенно много таких норм в Гражданском кодексе. Например, вот отрывок из ч. 1 ст. 161 Гражданского кодекса РФ:
«Должны совершаться в простой письменной форме […]:
1) сделки юридических лиц между собой и с гражданами;
2) сделки граждан между собой на сумму, превышающую десять тысяч рублей, а в случаях, предусмотренных законом, — независимо от суммы сделки»

Здесь мы можем выделить следующую норму: если граждане заключают сделку на сумму, превышающую десять тысяч рублей (гипотеза), то они должны совершить её в простой письменной форме (диспозиция). А санкция указана чуть ниже, в ч. 2 ст. 162 ГК РФ: «Несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства». То есть, как мы видим, наказание лишь одно – стороны не могут в качестве доказательства сделки приводить свидетельские показания. Например, если вы дали кому-то взаймы 30 тыс. руб., и никак письменно это не оформили, то даже наличие десяти свидетелей не будет доказательством в суде. Такая вот своеобразная санкция.

Классификация правовых норм

Выше я привёл примеры трёх норм – из Трудового кодекса, Устава Патрульно-постовой службы полиции и Конституции. Прошу ещё раз на них взглянуть, и тогда вам будет понятна первая классификация правовых норм. Как мы видим, есть нормы запрещающие (запрещают что-то делать – «никто не может быть ограничен. »), обязывающие (обязывают что-то делать – «сотрудник подразделения ППСП в любых условиях должен быть. ») и управомочивающие (дают право что-то делать – «граждане Российской Федерации имеют право….»).

Это деление, впрочем, немного условное. Ведь, как я уже рассказывал в теме «Правоотношение», если мы даём одному человеку право, то на другого накладываем обязанность – либо что-то делать (обязывающая норма), либо что-то не делать (запрещающая норма). И наоборот – если мы одному человеку что-то запрещаем или накладываем на него обязанность, то, соответственно, даём кому-то другому право требовать соблюдения этого запрета или этой обязанности.

Вторая классификация норм права – их разделение на диспозитивные и императивные.

Диспозитивная норма не требует от людей чёткого следования правилам и даёт им возможность определить свои права и обязанности самостоятельно. Действовать она начинает, только если люди не договорятся. Чаще всего диспозитивные нормы встречаются в гражданском праве. Ключевая фраза – «если иное не установлено договором» или «если иное не установлено соглашением между ними».

Пример – «когда цена установлена в зависимости от веса товара, она определяется по весу нетто, если иное не предусмотрено договором купли-продажи» (ч. 2 ст. 485 ГК РФ). Представим, что молочный завод и сеть супермаркетов заключили договор: завод поставляет сети масло по цене 100 руб. за килограмм. Они могут сами определить, что использовать – вес нетто (т.е. вес масла без учёта упаковки) или вес брутто (т.е. с учётом упаковки). Но если они этого не сделали, то суд в случае спора применит норму из ГК РФ и посчитает всё, исходя из веса нетто.

Другой пример – «клад… поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное» (ч. 1 ст. 233 ГК РФ). То есть кладоискатель и собственник участка могут договориться как хотят («установить соглашением иное») – например, 90% стоимости клада достаётся кладоискателю, а 10% – собственнику участка (или наоборот). Если же они не договорились об этом, то каждому будет принадлежать половина клада. Отмечу при этом, что в любом случае раскопки должны происходить с согласия собственника. Если же его нет, то кладоискатель не имеет на клад никаких прав (ч. 1 ст. 233 ГК РФ).

Императивная норма, в отличие от диспозитивной, даёт прямое и чёткое правило поведения в какой-то ситуации. Например – «выезд на перекресток или пересечение проезжей части дороги в случае образовавшегося затора, который вынудил водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей» (ч. 1 ст. 12.13 КоАП РФ). Тут сразу видно: водителю запрещено делать описанную вещь, иначе его ждёт штраф в тысячу рублей. Никаких других договорённостей здесь быть не должно – по крайней мере, официально. А если сотрудник ДПС и водитель договариваются как-то иначе (ну, скажем, что водитель платит триста рублей и едет дальше без оформления протокола), то это будет нарушением закона.

Большинство норм права – императивные. Среди императивных норм выделяют альтернативные нормы. Такие нормы дают несколько вариантов поведения в какой-то ситуации. Но каждый из этих вариантов всё равно чётко определён, поэтому они считаются разновидностью именно императивных, а не диспозитивных норм. Например, предприниматель, работающий на упрощённой системе налогообложения, может выбрать – платить 6% с доходов или платить 15% с разницы между доходами и расходами (ч. 1-2 ст. 346.20 Налогового кодекса РФ). А у суда обычно широкий выбор по уголовным делам, потому что есть много вариантов наказаний преступника. Например, «грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества, наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет» (ч. 1 ст. 161 УК РФ).

Третья классификация норм права – деление на материальные и процессуальные, а четвёртая – деление их на публичные и частные. О том, что это такое, я расскажу, когда речь пойдёт о классификации отраслей права.

Лирическое отступление: нормы без правил

Правовые нормы не всегда что-то запрещают, к чему-то обязывают или дают на что-то право. Есть нормы, в которых нет никаких правил поведения. Например, существуют нормы-дефиниции (дают определение тем или иным понятиям), нормы-декларации (говорят, какие задачи преследует закон), нормы-принципы и т. д. Такие нормы тоже очень важны, особенно нормы-дефиниции, потому что по ним мы можем судить о других нормах – что подразумевается под тем или иным термином.

Вот пара примеров норм-дефиниций: «автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано» (ст. 1257 ГК РФ) или «потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» (преамбула закона РФ «О защите прав потребителей»).

Как мы видим, такие нормы не имеют гипотез, диспозиций и санкций, поэтому теоретическая структура правовой нормы на них не распространяется.

Ещё важно упомянуть коллизионные нормы – они прямо не указывают на правило поведения, но говорят о том, какое из нескольких правил нужно применять. Например, ч. 1 ст. 1224 ГК РФ: «Наследование недвижимого имущества определяется по праву страны, где находится это имущество, а наследование недвижимого имущества, которое внесено в государственный реестр в РФ, – по российскому праву».

Слово «институт» происходит от латинского institutum, что означает «установление» или «учреждение» (в том смысле, что люди устанавливают или учреждают что-то). У большинства жителей России понятие «институт» ассоциируется с типом учебного или научного учреждения. Но есть у этого слова и другие значения: например, в общественных науках институтом называют определённую устойчивую форму взаимодействия людей. Семья, государство, наука, армия, торговля – это всё институты общества или общественные институты.

Нечто похожее есть и в правоведении. Здесь институт – это правовое регулирование каких-то похожих ситуаций. Или, иначе говоря, правовой институт – это набор правовых норм, установленных или применяемых в определённых случаях.

Пример – у людей, имеющих схожие риски (например, то, что их дом сгорит, или то, что они заболеют во время заграничной поездки), возникает потребность как-то обезопасить себя. Они готовы заплатить немного и перераспределить риски на всех, кто имеет такую же проблему. С другой стороны, есть организации, которые готовы собирать эти деньги, хранить и в случае наступления несчастья выплачивать деньги пострадавшему. Так появляется в гражданском праве институт страхования, где прописаны разные нормы и правила, касающиеся этой ситуации. Институт этот весьма обширный, регулируется он следующими источниками права – главой 48 ГК РФ «Страхование», ФЗ «Об организации страхового дела в РФ» и много чем ещё.

У других людей или организаций возникает необходимость срочно купить какую-то вещь, но в данный момент нет денег. Они готовы заплатить даже больше, чем стоит товар сейчас, но позже. С другой стороны, есть банки, готовые дать им эти деньги сейчас, чтобы потом получить от них больше. Так появляется в праве институт кредита. Регулируется он главой 42 ГК РФ «Заем и кредит», рядом положений ФЗ «О банках и банковской деятельности» и множеством других источников.

У государства возникает необходимость как-то защитить людей, дающих показания в суде – чтобы их не нашли преступники, против которых они дают показание. Если эти показания очень важны, а опасность серьёзна, то государство может обеспечить свидетелям охрану, изменить им место жительства, документы и даже внешность. Так в середине 2000-х годов в России появился институт защиты свидетелей, который регулируется законом «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и несколькими постановлениями правительства.

У людей возникает необходимость обсудить какой-то вопрос, важный для города, региона или страны, и принять его на голосовании. Так появляется институт референдума. Институт, правда, не очень действенный – с 1993 г. у нас не проводился ни один общенародный референдум.

Правовые институты могут быть как очень небольшими, так и весьма обширными. Некоторые институты состоят из нескольких норм и основаны на нескольких статьях одного закона (например, институт соучастия в преступлении – ст. 32-36 УК РФ), некоторые регулируются преимущественно одним законом (в частности, институт референдума – законом «О референдуме»), а некоторые могут включать сотни и тысячи правовых норм из очень разных законов (скажем, институт кредита).

Некоторые из правовых институтов делят на субинституты (или подинституты). Например, в составе института кредита есть субинституты потребительского кредита и ипотечного кредита, в составе института страхования – субинституты страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) и обязательного медицинского страхования (ОМС). Правда, таким образом правовые институты можно делить много раз. Скажем, у нас есть институт сделки в гражданском праве. Договор – это разновидность сделки, т.е. уже правовой субинститут. Но, например, договор купли-продажи – это разновидность договора, а договор энергоснабжения – это разновидность договора купли-продажи. Чтобы не составлять конструкции типа «субсубсубинститут», проще любую совокупность норм, регулирующих определённую ситуацию, называть институтом, вне зависимости от того, входит ли он в состав другого института или нет.

Таким образом, любую совокупность правовых норм, касающихся определённой темы, можно назвать правовым институтом (даже если такой институт полностью входит в состав другого института). И только если эта тема очень обширна и важна для жизни общества, мы называем такую совокупность норм не институтом, а отраслью права. Но об этом в следующий раз.

Итак, система права – это исторически сложившаяся внутренняя структура права. Она состоит из отраслей права, каждая из которых регулируют какую-то сферу жизни общества (конституционное право, гражданское право, уголовное право и т. д.). Отрасли права состоят из правовых институтов, каждый из которых регулирует определённую ситуацию или явление (институт референдума, институт гражданства, институт договора, институт собственности). Правовые институты, в свою очередь, состоят из норм права – правил поведения, установленных государством.

В науке принято делить норму права на три элемента – гипотезу, диспозицию и санкцию. Гипотеза – это условие, при которых нужно соблюдать определённое правило, диспозиция – это, собственно, само правило, а санкция – это последствия нарушения этого правила.

Нормы права бывают запрещающие, обязывающие и управомочивающие. Также нормы права делят на диспозитивные и императивные. Диспозитивная норма даёт участникам правоотношений возможность определить свои права и обязанности самостоятельно. Действовать она начинает, только если они не договорятся. А императивная норма даёт прямое и чёткое правило поведения в какой-то ситуации. Разновидность императивных норм – альтернативные.

Кроме того, существуют нормы-дефиниции (дают определение тем или иным понятиям), нормы-декларации (говорят, какие задачи преследует закон), коллизионные нормы (прямо не указывают на правило поведения, но говорят о том, какое из нескольких правил нужно применять) и ряд других.

Правовой институт – это набор правовых норм, установленных и применяемых в определённых случаях. Примеры правовых институтов – институт страхования, институт кредита, институт сделки, институт соучастия, институт референдума. Любую совокупность норм, касающейся определённой темы, можно назвать правовым институтом. Иногда правовые институты делят на субинституты. Но чаще любую группу норм на определённую тему называют правовым институтом, даже если он полностью входит в состав другого института.

Следующая статья из цикла «Правоведение для чайников» — «Система права (часть 2)«

Источники: http://studwood.ru/650496/pravo/sostav_pravovoy_normy_gipoteza_dispozitsiya_sanktsii, http://center-yf.ru/data/Yuristu/gipoteza-dispoziciya-sankciya.php, http://hitch-hiker.livejournal.com/187909.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *