Могут ли бюджетные организации работать по предоплате

Имеет ли право бюджетная организация производить 100% предоплату (аванс) при покупке товаров, работ, услуг или она должна работать с оплатой по факту поставки, либо с авансовым платежом не более 30%

Сообщаю Вам следующее:

Бюджетная организация может производить до 100 процентов предоплаты от суммы договора, но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств, в случаях, определенных в Постановлении Правительства РФ от 30.12.2016 N 1551. Например, по договорам об оказании услуг связи, о подписке на печатные издания и об их приобретении, обучении на курсах повышения квалификации, о прохождении профессиональной переподготовки и пр. В размере, не превышающем 30 процентов суммы договора — по договорам о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, если иное не установлено данным Постановлением, а также федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Таким образом, при покупке товаров, работ и услуг бюджетные учреждения устанавливают авансовые платежи в размерах, определенных положениями п. 42 Постановления N 1551.

Подборка материалов по Вашему вопросу:

При заключении в 2017 году в рамках реализации Федерального закона N 44-ФЗ контракта, оплата которого будет производиться за счет средств федерального бюджета, бюджетным учреждениям следует руководствоваться положениями п. 42 и 43 Постановления Правительства РФ от 30.12.2016 N 1551 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (далее — Постановление N 1551) (Письмо Минэкономразвития России от 20.03.2017 N ОГ-Д28-3105).

Пунктом 43 Постановления N 1551 установлено, что органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении федеральных бюджетных и автономных учреждений, обеспечивают включение указанными учреждениями при заключении ими договоров (контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг условий об авансовых платежах в объеме, не превышающем предельных размеров выплат авансовых платежей, установленных в силу п. 42 Постановления N 1551 для получателя средств федерального бюджета. Несмотря на отсутствие со стороны учредителя требований к установлению размеров авансовых платежей, федеральные бюджетные учреждения при заключении контракта в 2017 году должны учитывать положения п. 42 Постановления N 1551. Данный пункт разработан для получателей бюджетных средств; в нем Правительством РФ устанавливаются размеры авансовых платежей, которые ставятся в зависимость от предмета контракта и суммы доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. Так, в названном пункте сказано, что получатели бюджетных средств по государственным контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг вправе предусмотреть авансовые платежи в размере 30% от суммы контракта, но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации РФ.

В отношении бюджетных учреждений лимиты бюджетных обязательств не утверждаются, поэтому для них ограничением размера авансового платежа может являться объем денежных средств, предусмотренных по КБК, по которому будет производиться оплата контракта, утвержденный планом финансово-хозяйственной деятельности, сведениями об операциях с целевыми субсидиями. Обычно бюджетные учреждения при заключении контракта учитывают данные обстоятельства, и сумма контракта, авансового платежа по контракту соответствует объему доведенных до учреждения сумм субсидий. Приведем положения п. 42 Постановления N 1551 с учетом особенностей деятельности бюджетных учреждений.

Бюджетные учреждения при заключении государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, оплата которых будет производиться за счет сумм субсидий, выделенных из федерального бюджета, вправе предусматривать авансовые платежи в следующих случаях и размерах.

В размере 30% устанавливаются авансовые платежи от суммы государственного контракта, предметом которого являются поставка товаров, выполнение работ и оказание услуг.

В размере свыше 30 и до 80% устанавливаются авансовые платежи по государственным контрактам на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на импортозамещение технологической продукции, при включении в контракты условия о перечислении авансовых платежей на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях ЦБ РФ для учета операций со средствами организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса, а также при получении к указанным государственным контрактам подтверждения от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешней и внутренней торговли, о соответствии такого контракта целям импортозамещения технологической продукции до проведения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществления закупки у единственного поставщика. Исключение — государственные контракты, исполнение которых подлежит банковскому сопровождению в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В размере свыше 30% суммы контракта устанавливаются авансовые платежи при включении в контракт условия о перечислении авансовых платежей на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях ЦБ РФ для учета операций со средствами организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса (исключение составляют контракты, указанные нами выше, в которых устанавливаются размеры авансовых платежей от 30 до 80%).

Авансовый платеж в размере 100% устанавливается по контрактам, предметом которых являются:

— оказание услуг связи, подписка на печатные издания и их приобретение;

— обучение на курсах повышения квалификации, прохождение профессиональной переподготовки;

— участие в научных, методических, научно-практических и иных конференциях;

— проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;

— проведение проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансовое обеспечение строительства, реконструкции или технического перевооружения которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета;

— приобретение авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом и путевок на санаторно-курортное лечение;

— обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

— аренда индивидуального сейфа (банковской ячейки);

— проведение лечения граждан РФ за пределами территории РФ (если контракт заключается Минздравом с иностранными организациями);

— проведение мероприятий по тушению пожаров.

По государственным контрактам, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ (если иное не установлено законодательством РФ), заключенным:

— на сумму, не превышающую 600 млн руб., может быть установлен аванс в пределах 30% стоимости контракта;

— на сумму, превышающую 600 млн руб., может быть установлен аванс в пределах 30% стоимости контракта с последующим авансированием выполняемых работ после подтверждения выполнения предусмотренных контрактом работ в объеме произведенного авансового платежа (с ограничением общей суммы авансирования не более 70% суммы контракта).

Пунктом 42 Постановления N 1551 также установлено, что в контрактах на приобретение товаров и услуг, включенных в Перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 14.03.2017 N 455-р, авансовые платежи не предусматриваются.

Из всего вышесказанного следует, что при заключении в 2017 году государственных контрактов в рамках реализации Федерального закона N 44-ФЗ бюджетные учреждения устанавливают авансовые платежи в размерах, определенных положениями п. 42 Постановления N 1551.

Ответ подготовил эксперт Линии консультаций

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Ваш голос важен в дискуссии по банкротству юр. лиц. Лекторы: В. В. Витрянский, В. В. Бациев, Е. Д. Суворов, О. Р. Зайцев, А. В. Юхнин.

Можно ли федеральному бюджетному учреждению осуществлять закупки по Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ за счет средств от предпринимательской деятельности со 100-процентной предоплатой?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Полагаем, что до официальных разъяснений по вопросу применения ч. 16.1 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ федеральному бюджетному учреждению при заключении в 2018 году договоров за счет средств от приносящей доход деятельности в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ целесообразно учитывать ограничения, предусмотренные п.п. 18-20 постановления Правительства РФ от 09.12.2017 N 1496.

Обоснование позиции:
В соответствии с п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения. Это касается и условий о порядке оплаты: если иное не предусмотрено правовыми актами, в договоре, заключенном в том числе бюджетным учреждением, может быть предусмотрено условие о предварительной оплате (в том числе в полном объеме).
Решениями о бюджете (иными нормативными правовыми документами) могут предусматриваться ограничения авансовых платежей при заключении договоров (контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг. Такие ограничения, как правило, предусматриваются для получателей бюджетных средств, а также организаций, осуществляющих в установленном порядке полномочия получателей бюджетных средств. На федеральном уровне соответствующие ограничения в 2018 году предусмотрены п.п. 18-20 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утв. постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 N 1496 (далее — Постановление N 1496).
Бюджетные учреждения, получающие субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания согласно п. 1 ст. 78.1 БК РФ, не являются получателями бюджетных средств (ст. 6 БК РФ) и, следовательно, не являются участниками бюджетного процесса (п. 1 ст. 152 БК РФ). Поэтому вышеуказанные ограничения авансовых платежей при заключении договоров о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг на них ранее не распространялись, а единых общих норм, ограничивавших право бюджетных учреждений предусматривать любые авансовые платежи при заключении договоров (контрактов), подлежащих оплате за счет любых источников финобеспечения, не существовало.
Однако Федеральным законом от 27.11.2017 N 347-ФЗ статья 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ (далее — Закон N 83-ФЗ) дополнена частью 16.1, согласно которой бюджетные учреждения при заключении контрактов (договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, предусматривающих авансовые платежи, соблюдают требования, определенные нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, для получателей средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Аналогичные требования введены этим же законом в отношении автономных учреждений (пп. «в» п. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.11.2017 N 347-ФЗ).
Как видим, в упомянутой норме речь идет не только о контрактах, но и о договорах, заключенных бюджетными учреждениями. Более того, ч. 16.1 ст. 30 Закона N 83-ФЗ не указывает ни на то, что предусмотренные ею ограничения распространяются только на закупки, осуществляемые бюджетными учреждениями за счет средств субсидий, или, например, только на закупки, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ).
В связи с этим отметим, что из п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ следует, что под контрактами в этом Законе подразумеваются все гражданско-правовые договоры, предметом которых являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), заключаемые от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч.ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ. Иными словами, любой договор, заключенный бюджетным учреждением в соответствии с Законом N 44-ФЗ, именуется контрактом*(1). Терминология, используемая в Федеральном законе от 18.07.2011 N 223-ФЗ (далее — Закон N 223-ФЗ), предполагает, что бюджетные учреждения заключают договоры, а не контракты.
Формально из вышеизложенного, на наш взгляд, следует, что оснований для того, чтобы не распространять требование, предусмотренное ч. 16.1 ст. 30 Закона N 83-ФЗ, на договоры, заключаемые бюджетными учреждениями в соответствии с Законом N 223-ФЗ, не имеется. Косвенно эта позиция может быть обоснована следующим. Автономные учреждения преимущественно при осуществлении закупок руководствуются требованиям Закона N 223-ФЗ и утвержденным положением о закупках и лишь в исключительных случаях — требованиями Закона N 44-ФЗ (подробнее смотрите письма Минфина России от 29.12.2014 N 02-02-08/68298, от 29.12.2014 N 02-02-04/68092, от 13.08.2014 N 02-02-04/40572). При этом по общему правилу автономные учреждения обязаны осуществлять закупки, руководствуясь положениями Закона N 223-ФЗ, независимо от того, за счет каких средств осуществляются закупки (п. 4 письма ФАС от 24.12.2012 N ИА/44025/12 «О направлении разъяснений по вопросам применения Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»). Однако, как отмечено выше, Федеральным законом от 27.11.2017 N 347-ФЗ в отношении автономных учреждений установлены те же ограничения, что и для бюджетных учреждений.
Учитывая изложенное, полагаем, что, ограничивая право бюджетных и автономных учреждений на перечисление авансов, законодатель установил указанные ограничения не только в отношении контрактов, заключаемых такими учреждениями в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, но и договоров, заключаемых в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ.
При этом, так как в соответствии с требованиями ст. 15 Закона N 44-ФЗ бюджетные учреждения вправе осуществлять закупки в соответствии с требованиям Закона N 223-ФЗ только в случаях, упомянутых в ч. 2 данной статьи (в частности, за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности), а закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, в любом случае осуществляются таким учреждением в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 15 данного закона), если предположить, что в ч. 16.1 ст. 30 Закона N 83-ФЗ речь идет исключительно о контрактах, заключаемых за счет средств субсидий, сама по себе формулировка «при заключении контрактов (договоров)» представляется неудачной.
В связи с этим отметим, что в тексте пояснительной записки к проекту Федерального закона от 27.11.2017. N 347-ФЗ указано, что данным проектом внесены изменения, предусматривающие ограничения авансовых платежей при заключении бюджетными и автономными учреждениями договоров (контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, исполнение которых осуществляется за счет средств, поступающих бюджетным и автономным учреждениям в соответствии с законодательством РФ, в целях повышения эффективности использования средств бюджетными и автономными учреждениями. Указаний на то, что под такими средствами понимаются лишь средства, поступающие из соответствующего бюджета, пояснительная записка не содержит.
Безусловно, нельзя не отметить, что ч. 16.1 ст. 30 Закона N 83-ФЗ следует по тексту указанного закона после ч. 15 и 16, касающихся расходов бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых, являются средства субсидий. Поэтому мы не можем исключить, что, формулируя текст ч. 16.1 ст. 30 Закона N 83-ФЗ, законодатель исходил из необходимости ограничения авансирования именно контрактов, заключенных за счет средств субсидий. Однако, учитывая все вышеизложенное, а также то, что в ч. 16.1 ст. 30 Закона N 83-ФЗ прямого указания на источник финансирования контрактов (договоров) нет, полагаем, что до появления официальных разъяснений по данному вопросу федеральному бюджетному учреждению целесообразно учитывать ограничения, предусмотренные п.п. 18-20 Постановления N 1496, в том числе при заключении договоров за счет средств от приносящей доход деятельности в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Кузьмина Анна

Ответ прошел контроль качества

16 февраля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————
*(1) При этом положений, требующих именовать соглашение, заключаемое в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ, именно «государственным контрактом», «муниципальным контрактом», «контрактом» либо «договором», этот закон не содержит, поэтому то обстоятельство, будет ли такое соглашение поименовано контрактом или договором, не имеет юридического значения.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 107392, г. Москва, ул. Халтуринская, д. 6А, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Действующее законодательство об авансировании

По закону, готовность продавца (или заказчика) выплатить деньги еще до исполнения договора — его добровольное решение, а не обязанность. Но если включить такое условие в договор, заказчик приобретает обязательство по предварительной выплате до исполнения сделки. Размеры аванса установлены несколькими документами, о них и пойдет речь в этой статье.

На основании статей 487, 711, 781 ГК РФ, обязательства по выплате могут быть исполнены в полном размере или частично. Во втором случае окончательный расчет заказчик сможет осуществить после того, как поставщик успешно исполнит договор.

Авансирование в законе о контрактной системе

Авансирование по 44-ФЗ в 2019 году является правом, но не обязанностью заказчика, и определяется им самостоятельно, исходя из целесообразности и бюджетных ограничений. Размер может превышать 30 % начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), а для получателей федеральных бюджетных денег установлена предельная величина в зависимости от выделенных лимитов средств.

Размер обеспечения исполнения контракта при этом повышается до суммы аванса в тех случаях, когда определенный 44-ФЗ размер обеспечения оказывается ниже установленного заказчиком размера аванса.

Если он принял решение об осуществлении авансирования, ему следует внести данное условие в контракт (ч. 13 ст. 34 44-ФЗ) и определить при этом размер аванса и срок его выплаты. Отсутствие указания о сроке выплаты может быть признано нарушением.

Плюсы и минусы

Решение проводить тендеры с авансированием имеет для заказчика и положительные, и отрицательные стороны. Авансированием он дает реальную возможность поставщику осуществить предзаказ необходимой продукции. На эти деньги исполнитель также может закупить сопутствующие расходные материалы и произвести оплату желаемому субподрядчику, а не выбранному по остаточному принципу.

Но одновременно повышается риск потери договора. Недобросовестный поставщик может получить аванс, но не выполнить предусмотренные договором обязанности. В этом случае именно размер выплаты может повлиять на решение поставщика пренебречь ответственностью. Для нерадивых поставщиков предусмотрено наказание в виде пеней, штрафов и занесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков.

Ограничения при определении размера аванса

Для организаций-получателей средств федерального бюджета предусмотрены ограничения в пределах установленных размеров. Условия введены в действие Постановлением Правительства от 30.12.2016 № 1551. Предусмотрено авансирование в бюджетных учреждениях в 2019 году на следующих основаниях:

  • не выше 30 % от НМЦК — на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг;
  • от 30 до 80 % от НМЦК — на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, направленные на импортозамещение технологической продукции, при условии перечисления аванса на счета Центрального банка и при достоверном обосновании;
  • свыше 30 % от НМЦК (за исключением указанных в предыдущем пункте)— при условии перечисления аванса на счета Центрального банка для операций со средствами организаций вне бюджетного процесса;
  • до 100 % от НМЦК — на оказание услуг связи, подписку на печатные издания, повышение квалификации, проведение экспертизы проектной документации и результатов инженерных испытаний, проведение проверки сметной стоимости объектов капстроительства, приобретение путевок на санаторно-курортное лечение, проведение мероприятий по тушению пожаров;
  • до 30 % от НМЦК до 600 млн рублей — на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту;
  • от 30 до 70 % от НМЦК свыше 600 млн рублей — на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту.

Перечень товаров и услуг, закупка которых не предусматривает аванса

Для организаций-получателей средств федерального бюджета условия авансирования не предусмотрены при поставке некоторых товаров и оказании услуг по установленному правительством перечню (Распоряжение Правительства от 16.01.2018 № 21-р). Среди прочего в перечень входят:

  • белье, одежда;
  • бумага для печати, канцелярские принадлежности;
  • компьютеры, телефонное оборудование;
  • автомобили;
  • некоторые услуги;
  • другое.

Источники: http://ric368.newsmine.ru/2018/02/09/вопрос-недели-можно-ли-получить-предо/, http://www.garant.ru/consult/gpurchase/1183161/, http://goscontract.info/kontrakt/avansirovaniye-po-44fz-v-2017-godu

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *