Много прогулов в школе

Если с утра ребенок собирается в школу, это еще не означает, что он туда пойдет. Куда идут дети вместо школы? С кем проводят время? Предоставленные сами себе они чаще других становятся жертвами несчастных случаев, подвергаются дурному влиянию, совершают правонарушения. Почему дети прогуливают и что делать взрослым?

Вот несколько историй, до боли знакомых многим педагогам и родителям.

«Я не хотел получить «двойку»

Ученик 5 класса Артем не появлялся в школе три дня. Классный руководитель спросила у его друга Ивана, что с Артемом. Иван сказал, что Артем болеет. На всякий случай, учитель уточнила информацию у родителей. Те удивились и ответили, что мальчик ходит на учебу каждый день и возвращается в положенное время. Когда прямой вопрос был задан Артему, он признался, что вместо школы гуляет. «Мы должны были писать контрольную по математике. Я не хотел получить «двойку», — пояснил он.

«Там не интересно»

Восьмиклассник Антон учился очень хорошо, выступал на городских школьных олимпиадах по математике и информатике. Вдруг часто стал пропускать школу без уважительной причины, пропадать в местном компьютерном клубе.

По признанию родителей, сын изменился: начал грубить, раздражаться по пустякам, вечером допоздна засиживается у компьютера.

Сначала они сами поддерживали увлечение Антона онлайн-играми, потому что он успешно участвовал в соревнованиях, а теперь опасаются за его здоровье и успеваемость: по большинству предметов мальчик «съехал».

Изучив ситуацию, школьный психолог смогла вызвать Антона на откровенный разговор. Она спросила, почему он перестал уделять внимание школе. «Там не интересно», — просто ответил тот.

«Меня учитель на уроки не пускает»

Дмитрий регулярно стал пропускать уроки русского языка и литературы в 6 классе. Учитель сообщила об этом классному руководителю, та — матери мальчика.

Дима учился слабо, и каждый прогул снижал его шансы закончить год с положительными оценками. Поговорив с сыном, мама возмутилась: мальчик сообщил, что его не пускает на уроки учитель!

Собрали малый педсовет. Был приглашен учитель, которому в присутствии Дмитрия и его мамы был задан вопрос, по какой причине мальчик пропускает его уроки. В ответ недоумение. Тот же вопрос мальчику.

Дима признался, что солгал матери: школу он прогуливал по собственной инициативе и вместо уроков курил с друзьями в парке.

Кто в группе риска?

В группе риска по прогулам дети, имеющие следующие проблемы:

  • страх получить плохую оценку
  • отсутствие авторитета у одноклассников и желание «стать своим» у неформальных лидеров
  • наличие вредных привычек, пристрастие к наркотикам (Читайте также: Как узнать, что ребенок принимает наркотики, курит?)
  • отсутствие интереса к учебным предметам и мотивации к получению знаний
  • предпочтение участия в мероприятиях, которые в шкале ценностей ребенка стоят выше уроков: соревнованиях, клубах по интересам и т.д.
  • трудности в освоении отдельных предметов
  • отставание в силу более низких, чем у сверстников, способностей к обучению
  • конфликт с учителем или одноклассниками
  • травля одноклассников
  • боязнь не оправдать завышенные ожидания родителей
  • вседозволенность

Как предвидеть проблему прогулов?

У ребенка, имеющего склонность к прогулам, есть особенности поведения, отследив которые, можно предотвратить пропуски занятий:

  • с утра, перед школой, у него плохое настроение
  • он постоянно негативно отзывается об одноклассниках, учителях
  • старается дистанцироваться ото всех, в том числе от родителей
  • ребенок неохотно делает уроки, садится за них поздно вечером, к домашним заданиям подходит формально
  • от него часто можно услышать просьбу не посещать школу в понедельник или в пятницу/ субботу
  • жалуется на частые головные боли или боли в животе
  • нарушен сон
  • он скрытен, иногда от него пахнет сигаретами, в некоторых случаях вы наблюдаете нарушения координации движений
  • ребенок стремится в «плохую» компанию, в которую входят дети с отклонениями в поведении

Если вы заметили один или несколько признаков-предвестников, срочно принимайте меры по предотвращению прогулов, причем комплексно: семья и школа должны работать с проблемой сообща.

Как бороться с прогулами школьников?

Единственный способ решения проблемы прогулов — построение доверительного контакта с ребенком и взгляд на ситуацию его глазами. Начните не с порицания и запугивания, а с откровенного разговора о мотивах его поступков.

Проблема

Способ решения

Конфликт с учителем, сложности в освоении предмета

  • Разработать программу устранения непонимания между педагогом и учеником, договориться о дальнейшем взаимодействии*
  • Прибегнуть к услугам репетитора
  • Не вызывать ребенка к доске, по возможности работать с ним с использованием индивидуальных заданий до тех пор, пока он не почувствует себя уверенно

Не находит общего языка с одноклассниками

  • Учителям и школьному психологу продумать меры по вовлечению ребенка в коллектив, родителям активнее включаться в жизнь класса
  • Давать ребенку посильные поручения для внеклассных мероприятий, хвалить его за исполнение, повышая самооценку, на классном часе
  • Стараться включать его в групповую деятельность, как на уроке, так и во внеклассной работе
  • Родителям обязательно проконсультироваться у нарколога: возможно, ваши подозрения не беспочвенны
  • Поговорите с ребенком откровенно, помогите ему признаться. Эффективная работа с зависимостями проходит только при наличии полного доверия

Ребенок связался с «плохой» компанией

  • Постарайтесь выяснить, что ему нравится в новых друзьях. Подумайте, как можно удовлетворить его потребности иным путем
  • Заинтересуйте ребенка занятиями в спортивной секции, ведь чаще всего дурное общество притягивает своей мнимой «крутизной». Покажите ему: спортсмены – вот кто действительно «крут». Пусть у него появятся другие кумиры

* Нет смысла переводить ребенка в другую школу: если ему трудно ладить с людьми, то эта проблема будет «кочевать» вместе с ним. Гораздо правильнее помочь ему справиться с ней с помощью всех заинтересованных сторон: семьи и школы. Только так можно искоренить прогулы школьников.

Фото: Марина Учеватова.

Читайте также:

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Во многих семьях прогулы школьника считаются преступлением века. Человеку, который однажды пропустил ОБЖ, домашние сразу же предрекают головокружительную карьеру в коммунальных службах плохого района. Но иногда прежде чем паниковать, стоит разобраться, что движет ребёнком, который пропускает уроки. Вооружившись помощью педагога и психолога Ирины Беляевой и психолога Анастасии Лындиной, Инна Прибора рассказывает, что делать родителям прогульщика.

Почему мы так нервничаем

Проблема пропусков уроков больше задевает людей, когда они старше. Ведь в доинтернетную эпоху учитель был носителем информации, которую непросто достать. К тому же путь к жизненному успеху был более линейным, чем теперь: почётная грамота, приличный аттестат, серьёзный вуз, высокая должность. Гики, фрики, странноватые ребята в вытянутых футболках непонятны нашим бабушкам, какие бы технологические стартапы они ни открывали. А вот Мишенька, который принёс пятёрку по чтению, — это сразу видно, на пути к достойной жизни.

Если родитель склонен сгущать краски, видя в посещаемости уроков единственную дорогу к успешной жизни, ему имеет смысл оглянуться вокруг и немного расслабиться

Другой проблемой может быть наш собственный страх школы, бессознательная путаница: кого сейчас будут ругать — ребёнка или нас? Может, мы плохие родители и теперь у нас на репутации несмываемое пятно? Может, нас даже вызовут к директору? Только не это.

Представьте, что ребёнок прогулял школу в одном случае потому, что пошёл в библиотеку и увлёкся там средневековой поэзией, в другом — вместо уроков курил за гаражами. Вы будете одинаково возмущаться в обоих случаях?

Собственный родительский дискомфорт может зацепить ребёнка и обострить ситуацию в и без того горячих точках. Так что первым делом нам стоит избавиться от предрассудков. Ребёнок пока что не «загубил юные годы», не «потратил жизнь зря», не «опозорил семью», а всего только не пришёл на природоведение. Есть разница.

Что делать с прогульщиком

1. Не читайте морали, это бесполезно. Человек нарушил норму не потому, что не знал, что надо ходить на уроки, а по каким-то другим причинам. Яркие монологи «Я в твои годы» и «Учёба — это святое!» пропадут зря.

2. Выясните причину прогула. Что там спрятано: страх, вина, месть, власть или ребёнок просто перепутал расписание? Обычно у формулировки «не захотел пойти на урок» есть продолжение. Например: «потому что поссорился с ребятами», «не подготовился к контрольной», «бойкотирую анатомию по религиозным причинам». Если в корне проблемы лежит конфликт с учителем или буллинг в коллективе, то работать придётся со всеми участниками процесса и, возможно, продолжительное время. Ссориться с ребёнком тут нет никакого смысла, вы просто находите проблему и пытаетесь её решить.

3. Если причина вас не особенно впечатляет («Хотел просто посидеть на лавочке» или «Мне не нравится цвет стен в кабинете физики») проведите беседу. Важно не повышать голос, не ломать отношения, а наоборот — поднять боевой дух ребёнка мотивирующим интервью. Обсудите, зачем он учится, кому это нужно, что планируете получить в результате, какую цену за это надо заплатить. Пусть родитель поделится своими соображениями: что важно, чем можно пренебречь и всегда ли нужно играть по правилам заведения, в которое ты пришёл.

4. Возможно, есть случаи, когда детские прогулы — это вовсе не наше родительское дело. Конечно, если для ребёнка это не становится проблемой и не страдает его успеваемость. Но когда пропуски уроков отравляют ему жизнь, пора вмешиваться взрослым.

5. Не пользуйтесь такими привычными рычагами воздействия, как подкуп и принуждение. Не стоит обещать покупку нового смартфона за каждый урок алгебры, на который заглянул ребёнок. Смартфоны у вас могут когда-нибудь кончиться, а дочке ещё учиться и учиться. Принуждение плохо тем, что подпитывает сопротивление. А переносить ежедневные войны дома могут очень редкие и не очень здоровые люди.

6. Удивительным открытием родительства становится то, что обстоятельства переделывать легче, чем ребёнка. Если велика школьная нагрузка, переведите сына в класс без углубленного китайского или хотя бы откажитесь от факультатива по пошиву кед.

7. Несмотря на последнее выступление классной руководительницы и новые эпитеты в адрес вашего ребёнка, поддерживайте его позитивное к себе отношение. Он не «сачок» и не «лодырь», а человек, у которого развился стресс от занятий фонетикой. Поддержите его и помогите обнаружить хоть какую-то личную заинтересованность в посещении предмета, на котором учительница свистит и шипит.

8. Стимулируйте любопытство ребёнка, связанное со школьными темами. Если вы знаете, что по программе на следующей неделе детям будут рассказывать про силу тока, покажите фильм про Теслу или фокусы с электричеством (там должны участвовать не горящие розетки, а эбонитовые палочки). Расскажите о своём школьном детстве, какое прозвище было у завуча, как вы прогуливали заня… А нет, про это лучше не упоминать.

Я учусь в 9 классе.Всегда училась хорошо,отношения с учителями отличные. С недавних пор меня часто посещают мысли о том, что учителя накручивают мне оценки.Я не знаю с чего я взяла это,но мне на самом деле страшно от этого.я боюсь, что на самом деле ничего не знаю и не смогу сдать экзамен,хотя на самом деле знаю предметы, которые сдаю, на 4. На знаю что с этим делать

Так же я начала прогуливать. Сначала я пропустила один день, т.к. плохо себя чувствовала,а родителей дома не было.учителя даже не заметили, что меня нет.вскоре я заболела, и мама знала об этом.Я пролежала дома больная неделю, и учителя опять не спрашивали обо мне. Вскоре я сделала все уроки и пошла в школу. Походила какое то время. Но потом. не знаю, что со мной. Скорее всего тупо лень. Я могу прийти к 4 уроку, хотя нам ко 2, могу вообще не прийти, т.к. уроки не важные, и т.д. Но параллельно с этим, я понимаю что ничем хорошим это не закончится.Я говорю себе,что завтра я должна пойти и отсидеть все 6 уроков, но в итоге прихожу к 2-3.

Сегодня я плохо себя чувствую, мама сказала не идти. Сначала я сказала, что должна пойти, т.к. мне реально страшно перед учителями.А если вообще родители узнают о моих прогулах??(в общей сложности 5-6 дней, но не подряд).но когда я села делать уроки, мне на самом деле очень плохо стало. Я легла спать. А сейчас я сижу и реально не знаю что делать. Завтра уроки со строгими учителями, а я не выучила уроки. Да и температура высокая. Мне сейчас очень страшно. С одной стороны, лучше не идти, т.к. я болею и получу двойки потому что домашку не сделала, а с другой стороны боюсь учителей.

Пожалуйста, не пишите мне «если не будешь учится-будешь дворы мести» и все в таком духе . Я все прекрасно понимаю. Знаю, что школа важна, и я стараюсь отрабатывать дома материал, если попустила. Просто это чувство тревоги. Ничего не могу с собой сделать

Источники: http://pedsovet.su/publ/87-1-0-5100, http://mel.fm/vospitaniye/8056321-truant, http://www.woman.ru/kids/Nursery/thread/4902503/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *