Старовойтова О.Э., доктор юридических наук, профессор.
В юридической доктрине и практике неоднократно вставал вопрос об определении человека и человеческого существа. Особенно остро необходимость в таком определении обнаруживалась при законодательном регулировании и применении действующего законодательства об искусственном аборте, донорстве органов и тканей, обращении с душевнобольными и людьми, находящимися в состоянии комы. В данных пограничных состояниях трудно определить, имеем ли мы дело с уже или еще живым человеческим существом или только с агрегатом клеток, тканей и органов. Разработка техники клонирования обострила проблему юридического определения человека.
Отсутствие четких терминов «человек» или «человеческое существо» не позволит сформулировать понятие «клонирование человека». В литературе по биоэтике отмечается, что именно в этом заключается главный урок дискуссии о допустимости этой технологии . Важно установить: является ли человеческий эмбрион человеком (то есть будет ли клонирование человеческого эмбриона считаться клонированием человека); будет ли являться клонированное человеческое существо человеком (то есть будет ли такое существо признано субъектом права); будет ли являться клонированное существо без головного мозга (аницефал) человеком (то есть можно ли будет использовать такое существо в качестве источника органов для трансплантации); будет ли являться химера, созданная, например, посредством имплантации клеточного ядра человека в ооцит животного или выношенная суррогатной матерью — животным, человеком (субъектом права). Еще одним основанием для незамедлительного юридического решения указанной проблемы является неясность категории «человеческое достоинство».
См.: Биоэтика: принципы, правила, проблемы / Под ред. Б.Г. Юдина. М.: Эдиториал УРСС, 1998.
В большинстве конвенций, деклараций и других международно-правовых документов упоминание о достоинстве человеческой личности встречается при обосновании естественности и неотчуждаемости основных прав человека. В связи с этим решение вопроса о противоречии человеческому достоинству какого-либо явления возможно только после уяснения смысла самой этой категории. В свою очередь, это требует четкого определения термина «человек». Следует отметить, что тема юридической концепции сущности человека отчасти затрагивалась в работах Н.В. Витрука, В.А. Карташкина, В.Н. Кудрявцева, Е.А. Лукашевой, Г.В. Мальцева, Р.А. Мюллерсон, В.С. Нерсесянца, Б.Н. Топорнина, В.М. Чхиквадзе и некоторых других юристов и философов . Указанными авторами были заложены положения, которые послужили отправной точкой для настоящего исследования. Важное значение в целях настоящего исследования имеет идея общечеловеческого измерения. До настоящего момента проблема определения сущности и назначения человека в основном остается в сфере внимания философии, богословия и медицины. В юридической доктрине человек, как правило, рассматривается лишь как некий носитель прав и обязанностей. По выражению П. Деларова, «понятие личности обрисовывается понятием суммы принадлежащих ей частных субъективных прав, притом приобретенных и не приобретенных (в техническом смысле слова), действующих и возможных» .
Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М.: Наука, 1979; Кудрявцев В.Н., Лукашева Е.А. Новое политическое мышление и права человека // Вопросы философии. 1990. N 5; Права человека в истории человечества и в современном мире / Под ред. Е.Л. Лукашевой. М., 1989; Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991; Топорнин Б.Н. Декларация прав человека: новые подходы // Права человека: проблемы и перспективы. М., 1990; Чхиквадзе В.М. Социалистический гуманизм и права человека. М., 1978.
Деларов П. Очерки по энциклопедии права. Т. 1. Очерк 1. О праве в ряду других сфер умственной жизни человека. СПб., 1878. С. 1.
Если обратиться к современному российскому законодательству, можно сделать следующие выводы об общегосударственном понимании человека. Согласно Гражданскому кодексу (ст. 1, глава 3 и т.д.) человек — это физическое существо, то есть природное (от греческого physis — природа), материальное, органическое живое тело, имеющее начало — рождение и конец — смерть. Об этом также говорят положения Уголовного кодекса РФ, например статьи об убийстве (ст. 105 — 110), причинении телесных повреждений (ст. 111, 112) и т.п. Положения Конституции РФ (ст. 22, 23, 29), ГК РФ (ст. 1, 9), УК РФ (глава 17 и др.) свидетельствуют, что человек мыслится свободным, автономным существом, независимо определяющим свои желания и поступки. Из содержания ст. 19 Конституции РФ, ст. 17 ГК РФ, ст. 4 УК РФ вытекает понимание равенства любого человека с другими людьми. Психическая и физическая возможность отдавать отчет в своих действиях и руководить ими и вследствие этого необходимость нести ответственность отражены в ст. 52 Конституции РФ, ст. 11, 12, 24 ГК РФ, ст. 19 УК РФ. Признается, что человек — развивающаяся система, не обладающая всегда и одновременно всеми качествами. Поэтому в Гражданском, Уголовном кодексах РФ предусматривается меньшая ответственность или полное ее отсутствие за детьми различного возраста, душевнобольными, ограничение некоторых их прав. В законодательстве также отражена точка зрения, в соответствии с которой человек — нравственное существо и поэтому вред, причиненный человеку и обществу, может быть не только физическим, денежным, но и моральным. Об этом свидетельствуют ст. 21, 23, 51 Конституции РФ, глава 8 ГК РФ, ст. 128, 129, 130 УК РФ. Человек мыслится существом, для которого характерным и естественным является наличие семьи. Об этом упоминается в Конституции РФ, УК РФ, ГК РФ, Семейном кодексе РФ.
Отметим, что в российском законодательстве прослеживается отсутствие единого подхода к пониманию человека. Это, в частности, обнаруживается в установлении противоречащих друг другу прав человека, а также в несоответствии законодательства реальной жизненной практике. При этом одним из последствий данной ситуации является правовой нигилизм граждан. Другое последствие — это навязывание и культивирование со стороны позитивного права определенных (часто противоестественных) взглядов на традиционные ценности. Типичным примером в данном случае может послужить ситуация, связанная с суррогатным материнством и абортом. С одной стороны, общественная мораль и сознание исходят из высокой ценности материнства, важности нравственного восприятия как самой матерью, так и всеми окружающими актов вынашивания и рождения ребенка. Научные данные физиологии и психологии свидетельствуют об огромной физической, эмоциональной и духовной связи матери и ребенка. Конституция РФ (ст. 38) подчеркивает, что материнство и детство защищаются государством. С другой стороны, существующее в российском законодательстве установление возможности вынашивания и рождения ребенка не с целью материнства, законодательное разрешение прерывания беременности практически на любых сроках беременности, признание экстракорпорального оплодотворения ведут к нивелированию ценности этих явлений. Происходит биологизация и инструментализация понимания человека и основополагающего института человечества — материнства. В отечественном законодательстве содержится много других примеров противоречия правового регулирования. Причина данных проблем, по нашему мнению, кроется в отсутствии четкой, единой концепции сущности человека, которая должна быть фундаментом правовой системы общества.
Поиск адекватной современной жизни юридической концепции человека (или принципов отграничения его от других существ) обязывает обратиться к двум источникам знаний о человеке:
- Собственное представление людей о самих себе как о носителях определенных социальных свойств и характеристик. Эти представления основываются на данных психологии, социологии и других гуманитарных наук и получают обобщение в философских выводах. Объем понятия «человек» напрямую связан с историей своего происхождения. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона говорит о том, что первоначально термин «человек» был лишен того внутреннего содержания, какое в него вкладывается теперь . Человеком у первобытных племен называется только соплеменник. В переводе с некоторых языков термин «человек» буквально означает «из моей деревни», «из этой земли», «здешний». О людях вне замкнутого круга племени, общины или вовсе не существует представления о человеке, или при столкновении с чужаками люди классифицируются в особый вид чертей, дьяволов и т.д. В соответствии с Большой советской энциклопедией «человек — высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек есть живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного» .
Энциклопедический словарь / Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон. СПб., 1890. С. 486 — 487.
Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1978. Т. 29. С. 137.
- Медицинская наука, которая занимается изучением биологической составляющей — человеческого тела. Именно эти знания в конечном счете воплощаются в нормативно-правовых актах и определяют, что человек может и должен. Большое значение для медицины имеет категория нормы. «Норма — это гармоническая совокупность таких вариантов строения и соотношения таких структурных данных организма, которые характерны для человека как вида и обеспечивают полноценное выполнение биологических и социальных функций» . Таким образом, на основании выделенных медицинских признаков всегда можно отличить человека от другого существа. В то же время практика показывает, что, даже имея четкие биологические критерии, люди неоднозначно отвечают на вопрос «Человек ли это?». Например, умственно неполноценных людей, несмотря на аномалии развития организма, в любом случае признают людьми. Юридически за ними признается человеческое достоинство и право на защиту хоть и ограниченных, но все-таки принадлежащих им человеческих прав. Это также касается и людей с врожденными аномалиями в развитии тела (например, без рук, других частей тела, без каких-либо органов, при условии жизнеспособности такого человека, сиамских близнецов и т.д.).
Анатомия человека / Под ред. М.Г. Привеса. М.: Медицина, 1985. С. 35.
Однако при рождении ребенка без головы, мозга или других жизненно важных органов — сердца, легких и т.д. — определение его статуса крайне затруднительно. Несмотря на свою нежизнеспособность, он может прожить несколько часов или минут (иногда дней). В юридическом отношении эта ситуация вызывает затруднения: как относиться к такому ребенку в указанный период: как к человеку с аномалиями или уже как к нечеловеку (совокупности органических тканей)? Из практики акушеров известно, что обычно таких детей усыпляют медикаментами до наступления их естественной гибели либо оставляют без ухода, и те погибают от переохлаждения или от других причин . Очевидно, в одном из указанных случаев мы имеем дело с эвтаназией, во втором — с убийством (неоказание помощи больному). Однако формально и об эвтаназии, и об убийстве можно говорить лишь тогда, когда объектом врачебного вмешательства является существо, признаваемое с юридической точки зрения человеком.
Шервин У. Международная ситуация в области защиты жизни // Право на жизнь. М.: МНПП «ЭСИ», 1994. С. 8; Уилки Дж., Уилки Б. Аборт. Вопросы и ответы. М.: МНПП «ЭСИ», 1994. С. 43.
Таким образом, вопрос об определении человека впервые и постоянно возникает при рождении человеческого существа, поскольку именно рождение является единственным способом появления человека на свет. При этом для определения правового статуса человека фактор определения начала жизни является наиболее важным. Именно в этот момент появление человека отражается в правовой действительности. Рождение человека в юриспруденции получило значение юридического факта. В различные времена данное явление (с точки зрения его социального значения — обретения прав) понималось по-разному как законодателями, так и врачами и философами. Медицина признает внутриутробный период частью жизни человека. Общепризнанно также, что индивидуальное развитие начинается с момента оплодотворения яйцеклетки : медицинские данные четко отражают реальное начало бытия человека — момент оплодотворения, с которого начинает развиваться человеческий организм. Именно здесь проходит четкая граница между бытием и небытием. По общепринятым представлениям эмбриологов, уже самая первая клетка человеческого зародыша — зигота является неповторимой и содержит всю информацию о человеке: его пол, рост, цвет волос, черты лица, структуру белков, группу крови, способности . Важно отметить, что такой, казалось бы, однозначный факт, как медицинское определение начала жизни человека, по-разному преломляется в законодательствах различных государств и эпох. Данная проблема на протяжении долгого времени вызывает серьезные дискуссии в среде юристов. Это во многом обусловливает сложность правового регулирования таких вопросов, как эвтаназия, аборт, искусственное оплодотворение, трансплантация, генетические вмешательства, и в частности клонирование человека.
Адвоката Студенецкого
HELP Поиск Пользователи Группы Регистрация |
Профиль Войти и проверить личные сообщения Вход |

|
Юридическое определение человекаНа страницу 1, 2 След. |
![]() ![]() |
Список форумов -> ЮРИДИЧЕСКИЙ (архив) |
Предыдущая тема :: Следующая тема | |||||||
Автор | Сообщение | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
4e/|oBek Гость |
|
||||||
Вернуться к началу | |||||||
![]() |
|||||||
Серж1 магистр Зарегистрирован: 10.06.2004 |
|
||||||
Вернуться к началу |
|
||||||
![]() |
|||||||
Серж1 магистр Зарегистрирован: 10.06.2004 |
|
||||||
Вернуться к началу |
|
||||||
![]() |
|||||||
Гость |
|
||||||
Вернуться к началу | |||||||
![]() |
|||||||
4e/|oBek Гость |
|
||||||
Вернуться к началу | |||||||
![]() |
|||||||
A.Clavdius Гость |
|
||||||
Вернуться к началу | |||||||
![]() |
|||||||
4e/|oBek * Зарегистрирован: 28.02.2005 |
|
||||||
Вернуться к началу |
|
||||||
![]() |
|||||||
Бездельник центурион ![]() Зарегистрирован: 30.06.2004 |
|
||||||
Вернуться к началу |
|
||||||
![]() |
|||||||
Калибердин магистр Зарегистрирован: 12.11.2004 |
|
||||||
Вернуться к началу |
|
||||||
![]() |
|||||||
4e/|oBek * Зарегистрирован: 28.02.2005 |
|
||||||
Вернуться к началу |
|
||||||
![]() |
|||||||
4e/|oBek * Зарегистрирован: 28.02.2005 |
|
||||||
Вернуться к началу |
|
||||||
![]() |
|||||||
Гость |
|